Фармацевтический рынок России: аналитика, новости, комментарии

Все об аптечных сетях и производителях в России

Previous Entry Share Next Entry
«Аптечная сеть «36,6». Рост, замедленный системными ошибками
kmvpress
«Аптечная сеть «36,6» отчиталась за I квартал 2011 года по МСФО. Рынок традиционно (уже не первый год) ожидал слабых или нейтральных результатов, однако «позитив» поднял даже акции компании на торгах 7 июля. «Аптеки» стали хэдлайнерами торгов. Замечу, что это была не искусственная «раскачка» акций или их «нагрев», как это периодически случалось с бумагами крупнейшего фармритейлера.

Аналитиков больше интересуют дела в рознице, нежели в целом компания, которая значительно подпитывается прибылью «Верофарма» и «ELC», который компания почему-то, тем не менее, намерена продать. Почему компания отказывается от диверсификации? Фокусировка на одном виде бизнеса чревата высокими рисками.

С «Верофармом», слава богу, такая история не случилась. Теперь он спасает компанию. Планы по расширению производственного сегмента только увеличивает шансы «Верофарма» на лидерские позиции на рынке. За «Фармстандартом» конечно не угнаться, но в ТОП-3 держаться есть все основания.

О рознице. Рост выручке в розничном сегменте все еще отстает от рынка. Всего 8,7%, а валовая прибыль выросла всего на 6,5%. А вот чистая прибыль розницы по-прежнему в отрицательной зоне.

Разница в нетто-продажах сопоставимых аптек в Москве и регионах составляет всего 300 млн рублей с небольшим. При этом в Москве всего 213 аптек, а в регионах в 3 раза больше. Это говорит еще и о том, что в регионах позиции компании слабые. Именно их и нужно наращивать. Радует, что компания хоть как-то стала себя рекламировать в регионах. «Аптекам» давно нужна масштабная имиджевая рекламная кампания, которая «заставит» клиентов верить в «36,6», повысит лояльность к бренду. 

Почти на 50 млн выросли расходы на уровне аптек (по сравнению с I кварталом 2010 года) в регионах. В Москве рост составил меньше.

При этом увеличились расходы на аренду помещений по всем регионам, в том числе по столичному.
Расходы на персонал в регионах России также выросли значительнее, чем в Москве. По всей видимости, поменялась система мотивации. Причем в регионах сильнее, чем в столице.

Однако операционная прибыль в регионах упала на 77 млн рублей. Если в 2010 году она составляла 192,7 млн рублей, то теперь только 122,1 млн. В Москве она наоборот выросла на 60 млн рублей. По всей видимости, связано как с госрегулированием, так и с сокращением аптек. Плюс, как мне кажется, с тем, что во многих регионах конкуренция стала развиваться только в русле демпинга. Причем жесткого. Компании также приходилось снижать маржу. 
 
Предполагается, что компания вернется к агрессивному развитию. Органическому росту в комплексе с покупками сетевых игроков в регионах. Главное, чтобы не получилось как до кризиса. Купили много - заработали на них много. Кризис заставил думать не о количестве, а о качестве.

В целом пока до позитива далеко. Есть системные проблемы, не решив которые, компания навряд ли выведет розницу в «плюс».
Помнится, сколько компании предрекали быструю гибель, но она по-прежнему живет. Кто-то гарантировал, что компания станет дефолтной, кто-то – что она будет продана. Совсем недавно аналитики говорили, что компании пора менять политику и формат.
За последнее время в «Аптечной сети «36,6» значительно сменился состав ключевого менеджмента. Главное, что меня всегда беспокоило – отсутствие в этом составе людей с фармацевтическим образованием. Все они путают продажи сотовых телефонов, одежды для детей и беременных мамаш с продажей лекарств. Невозможно заменить лекарство от ревматизма при его отсутствии кремом для век или шампунем.

Продажа лекарственного препарата более сложный процесс. Сложносоставной. Ассортимент больше, времени на обслуживание меньше. Хотелось бы, чтобы те, кто составляет АП и занимается закупками проработал фармацевтом как минимум пару лет, тогда бы он понимал, что «Клерасил» в объеме 16 коробок на аптеку – ненужная вещь – а вот закупка лекарств по сезону – неотъемлемая составляющая успеха.

Да, Джерри Калмис сделал свое дело – он как антикризисник – постарался вывести компанию из критического (что уж тут скрывать!) состояния. Валерии Солок пока удается придерживаться выбранной стратегии, но проблемы с товарными поставками так и сохраняются – выручка аптек порой могла бы быть и больше. Неиндивидуальность закупок для каждой торговой точки и отсутствие продаж под заказ мешают каждой аптеке регулировать свою выручку. Все еще закупается товар, который превращается в «камни», а потом списывается. Отсюда убытки. Сокращение лекарственного ассортимента и увеличение «парафармы» - именно на это нацелена компания. В «парафарме» маржа намного больше, особенного после внедрения государственной системы регулирования цен на лекарства. Однако в регионах все еще привыкли воспринимать аптеки как «аптеки», а не как «аптечные магазины». При этом, даже в портфеле СТМ компания по-прежнему делает ставку на косметику, а не на лекарства. Хотя, как мне кажется, это было бы более успешным с точки зрения узнаваемости и привлечения клиентов. Умеренный демпинг на «эстээмовские» аналоги лекарств мог бы привлечь дополнительный трафик в аптеки, помочь заработать «Верофарму» дополнительные деньги.

СТМ в регионах продают неплохо. Могли бы и больше, но как правило ходового товара не хватает, а то что «превращается в камни» потом или раздается или списывается. Искусственный рост портфеля СТМ не совсем оправдан – эсперименты хороши, но в умеренных размерах. К тому же, СТМ надо продвигать, если уж считать СТМ – двигателем развития компании.

За косметикой люди все же идут в специализированные магазины. «Аптечная сеть «36,6» все же должна оставаться аптекой. Примет ли это, например, г-жа Вантье. Она же все таки из «ЛЭтуаля»…

Однако это все еще компания моей мечты. Здесь я бы с радостью занялся сложными и амбициозными проектами. Хоть я и молод для этого. Это только кажется.

вот именно что кажется. думаю, ты там будешь!!!

You are viewing kmvpress